Итоги конференции «ММСО.Директор школы»:
«Отказ от пустой бюрократии в пользу решения реальных нужд учеников и педагогов»
Всероссийская онлайн-конференция «ММСО.Директор школы» объединила 7,8 тыс. человек из 29 стран и 334 городов. Она продолжила цикл мероприятий «ММСО.Онлайн», инициированных программной дирекцией Салона образования, и стала важным событием для управленцев в сфере образования. Целью конференции было обсуждение последних изменений в системе школьного управления и проверка механизмов и практик, помогающих руководству школы выстраивать эффективное управление современной школой.
Особенно актуальными оказались дискуссии, связанные с последними изменениями в сфере образования, – цифровизацией, бизнес-технологиями в школе. Обсуждались и понятия, о которых раньше было не принято говорить, – концепция школы и ее атмосфера, образ директора для учеников и педколлектива, влияние школы на социум и социума на школу. Не меньше интереса вызвали и темы взаимоотношения субъектов образования – родителей, учеников, педагогов, директоров, учредителей, спонсоров. Яркой частью программы форума стали обсуждения реальных кейсов: о результатах своей работы рассказали представители лицея ВШЭ, Европейской гимназии, «Новой школы» (Москва), «Школы будущего» (Калининград).
Содержание, цели, формы, проблемы школьного образования в условиях развивающегося онлайна, построение актуальной учебной программы, работа с коллективом учителей и роль директора во всем вышеперечисленном обсудили на сессии «Содержание образования как объект управления» директора и педагоги ведущих учебных заведений страны.
Так, Александр Адамский, к.п.н., научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», заявил о неразделимости хозяйственных и образовательных проблем школы, отметил важность избавления от пустой бюрократии в пользу решения реальных нужд учеников и педагогов. Однако содержание образования, по словам эксперта, не заключается исключительно в вопросах учебного процесса, это еще и индивидуальный подход к каждому ученику, искренняя увлеченность личностью, построение хорошей атмосферы в школе. А вот чего, по мнению Адамского, в школе быть точно не должно, это бизнес-технологий. Он уверен: техники и методики бизнес-управления не гуманитарны, а школа должна в первую очередь заботиться о гуманитарности и человечности своей работы.
Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея № 239 Санкт-Петербурга, согласился с Александром Адамским: директор школы не должен быть или считаться менеджером. Директор – человек от образования, четко знающий свое дело, понимающий его тонкости. Он должен выполнять и получать удовольствие от выполнения совершенно разных задач – от поиска средств от спонсоров до личного общения с учениками.
Продуктивность в образовании важна ничуть не меньше, ведь именно от нее во многом зависит наше будущее. Как же выстроить продуктивные отношения между школой и ее учредителем? Как от монолога перейти к диалогу, наладить качественное и полезное общение? Об этом поговорили на сессии «Школа и учредитель: какой формат отношений продуктивный?».
Михаил Мокринский, директор школы «Летово» (Москва),подчеркнул важность взаимопонимания, открытости и доверия между школой и учредителями. Четкое, системное, а не ситуативное взаимодействие школ и системы может построиться именно на этих трех понятиях. Он отметил также одинаковую сложность работы с государственными и частными учредителями. Г-н Мокринский рассказал, что плодотворное сотрудничество с государственными органами ничуть не легче работы с бизнес-руководителями. Любой директор, педагог, чиновник, бизнесмен для продуктивного сотрудничества должен пересматривать свои приоритеты, понимать окружающих, ставить цели и корректировать их, и именно из этих составляющих и строится плодотворная работа.
Татьяна Крымова, начальник департамента образования Орловской области,отметила важность неформального общения в построении диалога. Конкурсы, встречи, соревнования – все неформальные форматы общения позволяют выстроить надежную коммуникацию: через личное общение показать чиновникам школу, ее победы и проблемы.
«Возможно ли управлять школой как бизнесом?».Этот вопрос волнует представителей сферы образования не первый год, и именно на него пытались ответить участники одноименной беседы. Схожесть бизнес-процессов и процессов в школе отметили многие спикеры. Хорошим примером бизнеса в образовании стали частные школы, которые привела Марина Орлова, генеральный директор нескольких бизнесов в сфере услуг на территории Сколково.
Нияз Гафиятуллин, директор АНОО «Международная школа Казани», объяснил, что так как бизнес ставит своей основной задачей получение прибыли, бизнес-процессы в образовании обеспечат более высокие результаты за счет сильной мотивации, которой в государственных системах не хватает. Ни директор, ни педагоги не заинтересованы в получении прибыли. В свою очередь частные школы нуждаются в новых учениках и готовы сделать все для их появления.
Так, спикеры пришли к мнению о том, что определенные механизмы работы в бизнесе необходимо заимствовать для работы с учениками и студентами в школах и в университетах. Такая интеграция позволит повысить уровень образования.
Вопрос ответственности является особенно острым в системе образования. Ответственность за детей, за школу, за будущее и ответственность за влияние второго на первых – все это обсудили спикеры на сессии «Атмосфера организации как объект управления, или кто несет ответственность за влияние школы на ребенка?».
Ефим Рачевский, директор Школы № 548 в московском Царицыно, уверен, что образование должно быть веселым. Сам процесс познания и живое общение людей позволяют при соблюдении минимальных правил создать приятную атмосферу в школе, и директор при таком раскладе должен быть первым среди равных, живым, интересным и интересующимся. Однако особую важность при такой постановке вопроса имеет четкая регламентация: учителя, родители, дети должны точно знать, что приветствуется, а что запрещено в школе. Это позволит сохранить порядок.
Журналист и писатель Александр Мурашев отметил переоценку ценностей, важное переосмысление атмосферы в школе, в том числе буллинга, общения между детьми, между родителями. То, что сейчас травля, конфликты и ссоры в школах становятся темами для обсуждения, прекрасно, ведь только таким образом можно найти пути решения этих проблем. И самый действенный, по мнению Мурашева, путь решения проблем – начать замечать ученика, дать каждому учителю ресурсы, время для общения с каждым ребенком. С этим не могли не согласиться и другие спикеры.
Подытожил двухдневную конференцию Максим Казарновский, директор АНО «Дирекция Московского международного Салона образования»: «Одним из ключевых итогов конференции стало понимание того, что объектом управления является целостная концепция организации, состоящая из таких элементов, как управление содержанием, управление командой на основе ценностей, управление внутренней и внешней средами, управление атмосферой и новыми отношениями со всеми стейкхолдерами. Все это должно быть осмыслено, как единая сущность, и положено в единый документ, живой, видоизменяющийся и реагирующий на те коммуникации и на те задачи, которые возникают по мере движения организации».
Ознакомиться с подробной программой, полным списком участников и посмотреть видеозаписи сессий после регистрации можно на сайте:http://director.mmco-expo.ru/
***
Московский международный Салон образования (ММСО) — крупнейшее мероприятие в сфере образования в России, открытый форум и самая масштабная в стране выставка новых образовательных технологий, инфраструктурных и интеллектуальных решений. Он пройдет с 6 по 8 октября 2021 года в гибридном формате – в выставочном комплексе «Крокус Экспо» и на коммуникационной digital-платформе «ММСО.Коннект». В прошлом году в Салоне образования приняли участие более 250 000 руководителей и специалистов образовательных организаций, органов управления образования, представителей бизнеса, учащихся и их родителей из России и русскоговорящего зарубежья. Программу Салона сформировали актуальные вопросы основных кластеров образовательной индустрии: «Дошкольное образование», «Общее образование», «Дополнительное образование», «Профориентация», «Среднее профессиональное образование», «Высшее образование», «Государственная политика».